Нетрадиционная техника лепки с воспитанниками второй младшей группы
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Поэтому наряду с традиционными методами и способами лепки на занятиях я использую и нетрадиционные техники .
К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:
-использование в лепке нетрадиционных пластических материалов;
-интеграция лепки с различными видами детской изобразительной деятельности.
Тестопластика- лепка из соленого теста. Прежде всего тестопластика безопасна для детей, в случае, если материал попадёт ребёнку в рот - он не нанесёт вреда, т.к. состоит из натуральных компонентов( мука, соль). Поэтому лепку из соленого теста предлагают начинать с раннего возраста.
Рецепт солёного теста: 1 ст. мелкой не йодированной соли, 2 ст. пшеничной или ржаной муки, 1 ст. воды. Для получения цветного теста ,в воду необходимо добавить гуашь.
Солёное тесто очень эластично, приятно на ощупь, из него легко лепить. Тестопластика позволяет сделать очень интересные изделия с помощью оформительного бросового и природного материалов( бусинки ,бисер, пуговицы, колпачки, зубочистки, пробки от бутылок ,гороха, семечек, фасоли, гречки и др.) Готовые изделия лучше сушить в естественных условиях, на солнце. Остатки теста можно хранить несколько дней в полиэтиленовом пакете в холодильнике.
Пластилинография- это техника , принцип которой заключается в создании лепной картины на бумажной ,картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые , полуобъёмные. Существует много видов пластилинографии: прямая, обратная , модульная, мозаичная, контурная, многослойная, фактурная. Во второй младшей группе используются наиболее простые виды - прямая , мозаичная, контурная.
В технике прямой пластилинографии воспитатель заранее подготавливает простой контурный рисунок, без мелких деталей. Затем закатывает поверхность скотчем, чтобы во время работы избежать появления жирных пятен от пластилина. Дети заполняют рисунок мягким пластилином, например, восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, т.к. материал под давлением ложиться ровным слоем на поверхность.
Мозаичная пластилиногфия- заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста. Из пластилина вылепляют мелкие шарики, которые укладывают плотно друг к другу, заполняя изображение, не выходя за контур. Листы картона также необходимо покрывать скотчем- это позволяет работе долгое время сохранять эстетический вид.
Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием « жгутиков». Особенности выполнения работы: воспитатель рисует рисунок карандашом; дети скатывают из пластилина колбаски или жгутики; последовательно выкладывают колбаски или жгутики по контуру. Для детей второй младшей группы предлагать самые простые темы- радуга, снежинка, солнышко.
Пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных природных и бросовых деталей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник лепки: способствует развитию внимания и усидчивости; способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; сазвивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.