Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2019/2024 Г.

Дата: 5 января в 19:11, Обновлено 5 января в 19:19

Инновационный проект:

«Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа и в условиях государственного двуязычия»

Сроки реализации: 2019/2024г

Актуальной для нашей страны является проблема знания ее гражданами родного языка, его активного использования во всех сферах жизни.

Сложившаяся социально-культурная ситуация способствует тому, что в настоящее время светское воспитание определяет приоритеты, сходные с основными нравственно-религиозными положениями христианства: защита прав и свобод личности, ориентация на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений, воспитание гражданского долга. Актуальным становится сотрудничество государства и Церкви в расширении сфер использования белорусского языка (в т.ч. и как богослужебного). Свидетельством тому является присуждение премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви за перевод с оригинальных языков и издание книг Нового Завета на белорусском языке.

Языковая сфера жизни любого общества, в том числе белорусского, очень сложная и деликатная. Здесь, в особенности в условиях близкородственного двуязычия, большую роль играют языковые вкусы граждан, сложившиеся стереотипы, нежелание менять языковые привычки. Поэтому требуется осуществить целый комплекс разнообразных мер и действий, чтобы белорусский язык реально занял в нашей жизни то место, которое должен занимать. Для этого необходимо обеспечить лингвистические, правовые, образовательные и социально-психологические условия (А.А. Лукашанец).

Актуальность формирования языковой культуры подрастающего поколения приобретает особую значимость в условиях современного глобального снижение общей и языковой культуры образованных слоев общества в мире и в нашей стране в частности. Отчасти снижение общей языковой культуры вызвано демократизацией жизни современного общества, широким распространением свободной (неподготовленной) публичной речи. Речь на радио и телевидении перестала служить образцом литературной нормы, многие публичные персоны, выступая перед аудиторией, не придерживаются литературных норм, позволяют себе использовать разговорную и просторечную лексику, жаргонизмы и подобное. Допускается использование ненормативной лексики в публичных местах. В наше время стало не стыдно писать с ошибками.

Образованные, культурные и интеллигентные люди должны стремиться к соблюдению норм литературного языка. В основе снижения общей и языковой культуры подрастающего поколения лежит разрушение традиционных духовно-нравственных норм общества. Преодоление существующих вызовов современности и решение насущных проблем современного общества возможно только на основании традиционных духовно-нравственных норм и ценностей нашего народа.

Беларусь относится к таким государствам, этнический состав которых формировался на протяжении многих веков. Для белорусских земель исторически всегда была характерна многонациональность населения, многоконфесиональный, многокультурный уклад жизни. Здесь всегда жили наряду с титульной нацией белорусов поляки, русские, украинцы, литовцы, евреи, татары и представители других народов. Религиозные, культурные и этнические различия между представителями разных национальностей и конфессий  всегда были достаточно глубоки.

Однако, традиционная для белорусского общества национальная, конфессиональная и культурная неоднородность не создает реальных социальных угроз. Наша национальная государственность строится на традиционном для нашего народа взаимоуважении, толерантности, добрососедстве. Белорусская ментальность не созидается на шатком фундаменте русофобии, оголтелого национализма, шовинизма, разжигании ненависти и враждебности к иным народам и своим соседям. Для нашего общества не характерна ситуация, сложившаяся в Западной Европе и некоторых соседних странах.

Все исторически традиционные для Беларуси религии (православие, католичество,  Евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам) формировали на протяжении многих столетий духовность и культуру белорусского народа, его национальный менталитет. При этом Православие являлось и является религией большинства населения нашего Отечества, культурообразующей религией белорусов, сыгравшей определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

«Исторически сложилось так, что Беларусь стала гостеприимным домом, где можно познакомиться с культурой, обычаями многих народов... Такое культурное, религиозное многообразие является не яблоком раздора, как в других точках планеты, а служит взаимному обогащению. Этого удается достигнуть благодаря взвешенной, целенаправленной политике государства… Для всех Беларусь стала примером миролюбия, толерантности, межнационального братства. И здесь мы должны выразить искреннюю признательность всем религиозным конфессиям, представителям национальных диаспор, которые своей конструктивной, гуманистической позицией консолидируют белорусское общество (Послание Президента РБ А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 г.).

Созданная в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 69 г. Гродно» за время реализации ряда инновационных проектов по проблемам духовно-нравственного воспитания (2016-2019) и постоянно совершенствующаяся образовательная система направлена на формирование у детей дошкольного возраста познавательных и интеллектуальных возможностей в познании белорусской и языковой культуры, системы духовно-нравственных ценностейи умение с их позиций оценивать свои действия и поступки. Здесь не только происходит усвоение детьми дошкольноговозраста системы знаний, но и формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Важно обеспечить формирование мировоззрения детей дошкольного возраста, обогащение духовного мира дошкольников, их эмоциональное благополучие и создать внутренние предпосылки для дальнейшего  личностного развития основывающейся на нравственные ориентиры, правильный отбор критериев оценки мыслей, слов и действий (с позиций добра и зла).

Новизна инновационного проекта – в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единое культурное пространство как результат работы учреждения образования с различными социальными партнерами в предыдущих инновационных проектах.

Цель проекта: повышение уровня языковой культуры обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия в современном образовательном пространстве.

Ожидаемые результаты

реализации модели языковой культуры учащихся в рамках инновационного проекта:

- повышение уровня языковой культуры и нравственного развития личности обучающегося, его человеколюбия и милосердия, социальной ответственности и активности, направленных на совершенствование себя и окружающего мира;

- укрепление социального партнерства, расширение внешних связей учреждения образования с другими заинтересованными организациями и учреждениями в решении насущных социальных проблем;

- обеспечение преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся различных ступеней и типов учреждений образования;

- развитие профессиональных компетенций субъектов образовательного пространства; создание методических и информационных ресурсов для учебно-методических комплексов нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся.

При планировании и организации инновационной работы участники инновационного проекта руководствуются:

Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом от 20 сентября 1994 года;

Положением о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.06.2011 № 838);

инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь:

 от 15.08.1995 № 21-12/799 «Об отношении к религиозной деятельности зарубежных миссионеров в государственных учебно-воспитательных учреждениях»;

от 06.06.96 № 12-13/16 «Об организации религиозными общинами детских оздоровительных лагерей»;

от 16.09.1997 № 12-3/363 «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся»;

от 14.06.1999 № 12-4/566 «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деструктивным сектам в учреждениях образования Республики Беларусь»;

от 23.08.2000 № 12-4/414 «Рекомендации по организации воспитательной работы»;

от 14.12.2000 № 20-12/264 «О дифференцированном подходе к сотрудничеству с традиционными для республики конфессиями»;

постановлением коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь:

 от 6.03.2000 г. № 4/4 «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь»;

от 09.09.2005 г. № 21-12/193 – 2«О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности».

В организации воспитательного процесса педагоги используют следующие пособия и методические материалы:

  1. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.
  2. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.
  3. Лукашанец,  А.А. Беларуская мова ў сучасным свеце / А.А. Лукашенец // Полымя, 2010, № 9. – С. 138 – 151.
  4. Лукашанец, А.А. Беларуская мова ў пачатку ХХІ ст. / А.А. Лукашенец // Веснік БДУ. Серыя 4, № 1, Мінск: БДУ, 2009. – С. 4 – 10.
  5. Лукашанец, А.А. Беларуская мова: асаблівасці сучаснага стану і функцыянавання / А.А.Лукашенец // Роднае слова. 2009, –№ 2. – С. 11 – 14.
  6. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В. Бройко.– Минск: Адукацiя i выхаванне, 2007.–152 с.
  7. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др.– Минск: БПЦ, 2015. – 319 с.
  8. Аннотированный каталог литературы «Духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях».

2021/2022 учебный год

Приказ Министра образования от 11.08.2021 № 589 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»

Перечень учреждений образования, на базе которы осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2021/2022 учебном году

2020/2021 учебный год

Приказ Министра образования от 24.07.2020 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году»

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2020/2021 учебном году

2019/2020 учебный год

Приказ Министра образования от 30.07.2019 № 617 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году»

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2019/2020 учебном году

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.