Детское экспериментирование в детском саду и дома
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Дети очень любят исследовать и экспериментировать. Когда мы побуждаем детей к исследованию, мы даём им возможность выявить реальные представления о различных сторонах и свойствах изучаемого объекта.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Одним из видов игр для детей дошкольного возраста становятся Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования. Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым предметом на основе заданного сюжета.
Очень важно, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем) и интерес. В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для исследования.И в этом должны помогать им вы - родители.
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
- Во-первых, самому быть любопытным.
- Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
- В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
- В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
- В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?
Любое место в квартире может стать местом для экспериментирования: и ванная комната, и кухня, и детская.
В ванной комнате во время купания ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. (Например,что быстрее растворится: морская соль, мыло, пена для ванны).
Кухня-это место, где ребенок «мешает» маме. Поставьте несколько одинаковых емкостей на стол, предложите растворить в них крупы. Поинтересуйтесь, что у них произошло с продуктами. Необязательно добиваться от них научного ответа, научите ребенка делать простейший вывод.
Опыты и эксперименты можно проводить в детской комнате во время любых видов детской деятельности.
Например, во время рисования ребенку можно показать, что при смешивании 2-х разных цветов получится новая краска. Выполняя аппликацию с ребенком, можно показать ему свойства разных видов бумаги. Во время прогулки перед вами и ребенком открываются большие возможности для экспериментирования. Природный материал позволяет развивать у ребенка не только навыки экспериментирования, но и мелкую моторику (изготовление поделки из природного материала, логическое мышление (выкладывание геометрических форм из него, а также, способствует развитию воображения (на что похож природный материал).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр у детей формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи. Чем больше с малышом вы будете наблюдать, экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес. Ребенку постоянно необходимо преподносить что-то новое, интересное из мира природы, вместе с ребенком нужно двигаться к неизведанному, от простого - к сложному.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский