Что и зачем читать ребенку
Воспитание ребенка начинается с первых потешки, стихотворения, сказки, которые он услышит, с первой картинки, которую он рассмотрит в книге. Для гармоничного развития ребенка раннего и дошкольного возраста очень важно совместное семейное чтение литературных произведений. Оно развивает речь, способствует особому душевному общению взрослого и малыша, развитию фантазии, образного мышления, формированию эстетического вкуса, тренирует способность воспринимать информацию на слух.
Зачем?
Во время чтения ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта будет создаваться, когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему).
Формирование у ребенка представлений о его значимости возможно, если родители читают то, что ему интересно и обсуждают с ним важные для него темы.
Понимание, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь происходит не только на примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, но и в видении отражения этих ценностей в жизни ребенка.
Восприятие того, как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты и пр. возможно, если чтение дополняется совместным обсуждением, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, видении аналогии прочитанного с собственной жизнью малыша.
Разрядка переживаний, страхов ребенка, с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации, происходит, если взрослые неоднократно по его просьбе перечитывают определенные сюжеты (или книги полностью).
Для детей от 4 до 5 лет (по выбору родителей)
Белорусские народные сказки. "Муха-пяюха", "Коцiк, Пеўнiк i Лiсiца" (апр. А. Якімовіча), "Пшанiчны каласок" (апр. А. Якімовіча) и др.
Русские народные сказки. "Жихарка" (обр. И.Карнауховой); "Зимовье зверей" (обр. И.Соколова-Микитова), "Зiмоўка звяроў" (пер. А.Якiмовiча); "Гуси-лебеди" (обр. М.Булатова); "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (обр. А.Толстого) и др.
Сказки народов мира. "Колосок" (укр., обр. С.Могилевской); "Рукавичка" (укр., обр. Е. Благининой); "Три поросенка" (англ., пер. С.Михалкова) и др.
Литературные сказки. Братья Гримм: "Заяц и еж", "Бременские музыканты" (пер. А.Введенского); К.Чуковский: "Федорино горе", "Тараканище", "Телефон", "Тэлефон" (пер. К.Кiрэенкi) и др.
Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная "Ветлiвыя словы"; В.Лукша "Вясёлка"; Я.Купала "Лiстапад"; Я.Журба "Першыя сняжынкi" (скарочана); Я.Колас "Сонца грэе, прыпякае" (з верша “Вясна”); Л.Дранько-Майсюк "Пра добрую мышку i мудрую кошку" и др.
Произведения русских поэтов. А.Барто "Уехали"; Е.Благинина "Эхо"; О.Дриз "Правая и левая"; Б.Заходер: "Никто", "Кискино горе"; С.Маршак: "Багаж", "Детки в клетке" (в сокращении); С.Михалков "Дядя Степа"; Д.Хармс "Игра" и др.
Произведения зарубежных поэтов. Ю.Тувим "Про пана Трулялинского" (пер. с пол. Б. Заходера) и др.
Произведения белорусских писателей. В.Вiтка "Натальчына сямейка"; Я.Брыль "Жыў-быў вожык" и др.
Произведения русских писателей. К.Ушинский: "Умей обождать", "Вместе тесно, а врозь скучно"; Л.Толстой: "Пришла весна", "Хотела галка пить"; М.Пришвин "Ребята и утята"; Е.Чарушин "Почему Тюпа не ловит птиц" и др.