Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие ребенка раннего возраста.

Дата: 5 мая 2021 в 22:25
Автор: Шумель В. Ю.
74 просмотра

Развитие ребенка раннего возраста

Эмоциональная сфера ребёнка в раннем возрасте неустойчива. Малыши импульсивны в своих поступках, их внимание быстро переключается с одного на другое, им сложно выдерживать лишения (жажду, голод и т.п.). И потому дети могут ощутимо испытывать своих родителей на эмоциональную устойчивость. Для того чтобы справляться с капризами, бурным проявлением эмоций малыша, родителям самим важно уметь осознавать свои чувства и регулировать их. Например, такая простая рекомендация как дышать во время стресса уже может помочь матери справиться со злостью, раздражением и найти адекватный способ выразить своё недовольство ребёнку. В это время малыш получает сигнал, что всё в порядке, мама выдерживает его проявления, и он тоже начинает успокаиваться. Таким образом, даже на телесном уровне ребёнок непроизвольно обучается важному умению — саморегуляции. Родителям важно знать секрет раннего возраста: малышу сложно успокоиться самому, когда он злится, горюет, пугается.

Бытующее выражение «поплачет-успокоится» не очень подходит малышу. Скорее это больше о родительской усталости и злости, сложностях выдерживать эмоциональные атаки своих детей. Да, успокоится, обессилевший от рыдания, и даже может уснуть, но ещё долго будет нервно всхлипывать во сне. Вместе с тем ребёнок уязвим для подобных эмоциональных сверхнагрузок и важно беречь его нервную систему. Чувствительные мамы уже по особенностям плача определяют степень отчаяния малыша и необходимость своей помощи. В будущем это обеспечивает большую психологическую устойчивость ребёнка, терпимость матери станет его внутренним приобретением, и он будет владеть способами самоуспокоения. Как развивать у малышей способность самостоятельно справляться с трудностями? Быть рядом и не спешить с помощью, когда она необходима — тонкое искусство семейного воспитания.

Индустрия детских игрушек и других аксессуаров широко предлагает различные товары для развития детей этого возраста (конструкторы, пирамидки, музыкальные игрушки и др.). Однако не обходится и без казусов. Например, родители могут быть удивлены и огорчены, что новомодный дорогой подарок не оценен по достоинству их малышом. И он гораздо больше увлечён вещами из реальной жизни взрослых — папиными ключами, маминой кастрюлей или какой-то ещё вещью из обихода.

Это неслучайно, поскольку ребёнок на всех возрастных этапах пытается больше понять о жизни взрослых. В раннем возрасте через знакомство с реальными предметами быта малыш постепенно приближается к миру взрослых.В период раннего детства ребёнок, обретая самостоятельность, более смело начинает отделяться от матери и устремляется к познанию окружающего мира. Проявляются и половые различия малышей в освоении пространства. Мальчики, как правило, отходят на большее расстояние, что связано с исторически сложившейся ролью мужчины как добытчика, который в поисках пищи, других ресурсов осваивал окружающую среду.

Маме важно отпускать ребёнка на то расстояние, на которое он уже готов отойти. Если она поддерживает стремление к самостоятельности, то ребёнок смелее начинает отдаляться и таким образом благополучно развивается.

Конечно, гораздо спокойнее растить ребёнка, когда он рядом и не отходит от мамы далеко. Но не всегда это хорошо, поскольку высокая тревога не позволяет малышу отделиться от мамы и благополучно развиваться. Это часто связано с высокой тревожностью самой матери, которая волнуется за своего ребёнка и воспринимает мир как враждебный, опасный, непредсказуемый. В психологии есть определение важного качества, которое формируется в раннем возрасте, — автономия, т.е. независимость. И она возможна только тогда, когда родитель спокойно отпускает и в случае необходимости принимает ребёнка обратно. Эта способность отделяться от родителей и возвращаться за ресурсами, когда что-то случается в жизни, лежит в основе психологического здоровья человека.

Важнейшее событие в развитии ребёнка раннего возраста — появление самосознания. В течение долгого времени малыш не отделяет себя от окружающего мира, говорит о себе в третьем лице. Ближе к трём годам начинает понимать, что «Я» может относиться к нему самому.

Проявляется это в стремлении быть самостоятельным, когда ребёнок так и заявляет: «Я сам». Если родители не замечают этих изменений, например, пытаются настойчиво помогать в каких-то обыденных ситуациях (одевание, приём пищи, действия с предметами), то малыш может очень активно возмущаться таким вмешательством. Послание ребёнка этого возраста к родителям: «Я изменился, повзрослел. Я уже отделяю тебя от себя и нуждаюсь в уважении к моей возросшей самостоятельности, моим границам. Если вы будете терпеливы ко мне, то я научусь быть самостоятельным и уверенным в себе. Я буду знать чувство меры, когда важно подчиняться, а когда протестовать против какого-либо воздействия со стороны. Так развивается моя личность!»

С развитием самосознания у ребёнка появляется и потребность в достижении успеха. Ещё одним большим событием в этот период становится приучение ребёнка к опрятности. Порой может разыгрываться настоящая драма, связанная с желанием родителей как можно скорее приучить малыша к горшку.

А ведь с этим связаны особенности развития самосознания ребёнка. Ближе к трём годам у ребёнка возникает осознанное стремление быть опрятным, он даже гордится собой, когда начинает контролировать свои естественные физиологические процессы. Весь ранний возраст — период овладения искусством опрятности. Есть дети, которые раньше созревают в этом отношении, — после года, большинство — после двух лет. Попытка родителей искусственно ускорить этот процесс (уговаривать, заставлять, угрожать, стыдить, наказывать) чревата ещё большим отторжением горшка ребёнком, его сильным сопротивлением, а значит и увеличением времени освоения этого умения. Родители тоже выглядят расстроенными, тревожными и разочарованными в своих воздействиях и поведении малыша. Им важно успокоиться, понять, что ничего страшного в развитии их ребёнка не происходит и, как говорится, «всему своё время».

Если же родители сильно стыдят своего ребёнка и при этом не сочувствуют ему, то такое отношение формирует патологический стыд. Впоследствии такой человек, став взрослым, будет хронически стыдиться себя, своих проявлений. У него могут быть сложности с самооценкой, способностью чувствовать себя гармонично с другими людьми, успешно реализовывать себя в жизни.В раннем возрасте малыш учится обращаться со своей агрессивностью в общении с другим человеком. Распространённая жалоба родителей — ребёнок начал кусаться. Как относиться к детской агрессивности и как учить ребёнка бережно относится к другим людям?Несмотря на то, что малыш в этом возрасте способен сочувствовать, он неосознанно причиняет боль другим людям. Кусаясь и выражая свою злость, он заявляет о своих потребностях, защищает себя, стремится получить желаемое. Есть ещё один важный аспект в этом сложном вопросе с детской агрессивностью.

Естественное желание взрослых в такой ситуации — накричать, иногда наказать физически, запретить нежелаемое поведение. И тогда ребёнок отвергается значимым человеком, своим родителем («Отойди от меня. Ты плохой. Такой ты мне не нужен»). У малыша формируется запрет на выражение агрессии — и это крайность, которая сказывается на дальнейшем развитии человека. Ведь агрессия — важный ресурс в жизни. С помощью этой силы мы отстаиваем себя, учимся, достигаем своей цели, с её помощью даже строим отношения с другими людьми. Родителям важно знать, что хороший мальчик, хорошая девочка — это во многом путь невротического развития, когда такому человеку, став взрослым, может быть сложно себя реализовывать и отстаивать, жить согласно своим потребностям и устремлениям. Подавление агрессии ведёт к неуверенности, неспособности отстаивать себя, излишней податливости в отношениях с другими людьми, склонности к тревожным и депрессивным состояниям.

Не замечать проявления детской агрессии — тоже не выход. Ранний возраст — возраст повторений, когда родителю в такой ситуации необходимо давать ребёнку обратную связь: «Ты укусил меня — и мне больно. Нельзя со мной так обращаться» или «Я вижу, как ты злишься из-за недоставшейся тебе игрушки. Ты причинил боль брату». Как было сказано ранее, ребёнок в раннем возрасте учится обращаться с этой силой, и ему важно быть принятым родителем в не столь приятных проявлениях. Придёт время, и, при чутком отношении к ребёнку, он тоже начнёт проявлять сочувствие, будет осознавать границы дозволенного в отношениях и не стремиться причинять боль другому. Например, в дошкольном возрасте ребёнок уже может регулировать себя с помощью слов, проговаривая свои чувства и объясняя причины своего состояния: «Ты не взял меня в игру — и я очень злюсь на тебя». Такой уровень регуляции возможен в том случае, если сами взрослые умеют регулировать себя и на собственном примере принятия злости малыша обучают этому своего ребёнка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.