Леворукий ребенок.
ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК
Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам.
Однако целый ряд наблюдений показал, что дети, которых наперекор врожденным свойствам пытались заставить перейти к пользованию правой рукой вместо левой, нередко не только не начинали заниматься, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками.
Так надо ли переучивать такого ребенка? Чем он отличается от других, обычных, по нашему мнению, детей?
Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя… правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности ребенка, одно из двух начинает «леветь». Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушария, каждое из которых – не зеркальное отражение другого, а необходимое дополнение другому, т.к. в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно разные центры жизнедеятельности человека. Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.
Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Причем, при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Ребенок – «правополушарный» левша – намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети, для них нередок абсолютный музыкальный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков, труднее дается чтение и письмо.
Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой:
- Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чуткими и доброжелательными с ним.
- Создать благоприятный климат для него в семье.
- Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца завуалировать какой-нибудь игрой.
- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что леворуких людей очень много и это разновидность нормы.
- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
- Стараться чаще делать ребенку сюрпризы.
- Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки ребенка.
- Любить его таким, какой он есть.
- Если после 5-летнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь непосредственно к специалисту.
Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите ребенку выполнить задания:
- Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
- Вспомните, в возрасте до 1 года какой рукой чаще всего пользовался ребенок (брал игрушки, ложку и т.д.).
- Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
- Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
- Предложите ребенку послушать часики. К какому уху ребенок поднесет их?
- Предложите похлопать в ладоши так, чтобы одна рука была сверху. Какая?
- Предложите ребенку скрестить руки на груди. Какая рука будет сверху?
- Предложите скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки будет сверху?
- Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой?
- Сидя, положить одну ногу на другую. Какая сверху?
- Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Если большинство заданий ребенок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.