Культурное воспитание в семье
Основы культуры поведения воспитываются в семье. Наблюдения показывают, насколько глубоко впитывают дети все, что говорят их родители, насколько точно копируют их манеру поведения. Причем, не только дети дошкольного возраста, когда влияние родителей считается наиболее сильным, а также подростки, юноши и девушки. Следовательно, требуя надлежащего поведения у детей, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.
В содержании культуры поведения детей выделяют компонент «культура поведения в деятельности». Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
Под руководством взрослых в семье, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания, готовит ребёнка к обучению в школе.
Дети дошкольного возраста должны знать и соблюдать следующие правила поведения в деятельности:
• Не сиди без дела.
• Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
• Доводи начатое дело до конца; выполняй работу только хорошо.
• Делай все, что умеешь сам, не требуя помощи взрослых.
• Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.
• Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
• Люби природу, заботься о животных.
• Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книгу чистыми руками.
• Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.
• Будь настойчив в достижении цели, соблюдай общие правила нравственности.
• Радуйся успеху товарища.
• Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке; не перекладывай вину на других.
• Говори всегда только правду.
• Дорожи доверием взрослых и товарищей.
• Не хвастайся даже самым красивым поступком — хорошее дело само за себя говорит.
• Дал слово — держи его, дал обещание — выполни.
• Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде — он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.
• Никого не обижай — ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.
• Живи и поступай так, чтобы окружающим — взрослым и детям — было с тобой приятно и радостно.
Томас Манн говорил: «Человек стоит между ангелом и зверем. Кем он станет, зависит от воспитания». Воспитание помогает человеку гармонизировать эти две мощные силы, учит овладеть собой, учит самоконтролю. Вежливость и красота – способы достижения гармонии. Красота непосредственно влияет на душу и не требует разъяснения.
Хорошие манеры тесно связаны с нравственным воспитанием ребенка. Воспитанные дети повышают чувство родительской состоятельности. Когда родители слышат, что об их детях говорят как о воспитанных, то они воспринимают это как похвалу себе. Всем хочется испытать это чувство, но как получить таких детей?
1. Внутренняя культура взрослого находится в тесной связи с культурой общества в целом. Родители служат детям примером. Большинство детей восхищается нами, взрослыми, и уважают нас. В конечном счете, они хотят быть похожими на нас. Но в то же время, взрослые не имеют права запрещать детям быть детьми.
2.Усилия взрослых должны быть ежедневными, упражнять их в соблюдении необходимого (поблагодарить за обед, пожелать приятного аппетита, подать пальто, извиниться).
3.Хорошие манеры предполагают взаимность. Иногда мы сами не понимаем насколько невежливы с детьми, насколько некрасив наш быт, наша речь. Взрослые должны помнит об ответственности перед всеми детьми и показывать пример нравственных отношений и вежливого поведения в транспорте, магазине.
Существуют специально организованные педагогические усилия, которые должны знать взрослые.
1.Похвала – это информация. Рекомендуется сокращать неинформативные замечания, среди которых много «нельзя». Но похвала должна быть умная и осторожная. Важно развивать у ребенка чувство собственного достоинства, гордость, смелость.
2. Привычка. Опираясь на потребности ребенка формирования полезных привычек. Стремление, чтобы привычка стала потребностью.
3. Искусство. Правильная ориентация в нравственных ценностях возможна с помощью литературы и живописи.
4.Забота о других. Ценность труда, времени, благородство поступка.
5. Личный пример. Стремиться уменьшить разрыв между собственными поступками и словами при воспитании детей.
Большинство людей, если они не страдают эмоциональными расстройствами, платят добром за добро. Грубость поднимает из истоков людской души низменные инстинкты. Отчаяние и отсутствие надежды заставляют нас вести себя безответственно и беспечно.
Голос совести – это внутренняя потребность действовать как полезно, необходимо, красиво. В. Сухомлинский говорил: « Совесть немыслима без постоянного накопления в подсознании информации, которая содержит в себе благородное поведение человека». У ребенка хорошие образы должны быть перед глазами, а не на слуху.
Необходимо таким образом организовывать жизнь ребенка в семье, чтобы ему было интересно, организовывать в семье мероприятия, которые вызывали бы у ребенка радость, планирование совместных походов, коллективные игры, чтение художественной литературы.
Бережнее относитесь к детям, помните, ребенок, чувствуя со стороны взрослых поддержку, уверен в себе, не боится проявлять инициативу, те личностные качества, которые необходимы в школе. Чаще беседуйте с ребенком, интересуйтесь его интересами.
Помните – требовать от других можно только то, что способен дать и даешь сам.
Удачи и успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании детей!