Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика детского суицида

Дата: 11 мая 2022 в 16:37, Обновлено 11 мая 2022 в 16:45
Автор: Броско Е. А.
67 просмотров

<font face="Times New Roman, serif">Профилактика детского суицида</font>

    <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.</font></font>

    <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В последнее время значительно участились случаи суицидов. Ситуация особенно  обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.      </font></font>

   <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помимо суицидального поведения, у  современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а, прежде всего, на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.</font></font>

    <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению     суицидальной угрозы.</font></font>

    <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">И начинать эту работу необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.</font></font>

    <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Формирование характера ребенка начинается  практически с  младенчества,  поэтому важно  уже в первые годы жизни ребенка  формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей  человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">психологическая гибкость и  позитивная социализация;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">проявление интереса к жизни;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">формирование  ценности жизни и здоровья;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности; </font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;</font></font>

    <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности  ребенок, чем сильнее его «психологическая защита», его жизнестойкость  и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.</font></font>

   <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Четыре основные причины самоубийства:</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Изоляция</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Беспомощность</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Безнадежность</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> (когда будущее не предвещает ничего хорошего);</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чувство собственной незначимости</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).</font></font>

   <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Семейными факторами</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- психические отклонения у родителей;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- развод родителей.</font></font>

   <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Отношение детей к смерти и возможному самоубийству </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">формируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. У детей до 5 лет нет ещё устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом. Умереть означает для ребёнка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребёнок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее ещё окончательно не разделены для ребёнка. У детей этого возраста ещё нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» ещё полностью ими не осознаются. Ребёнку кажется, что смерть - это что-то вроде сна. В то же время ребёнок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. Старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти - часто в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.</font></font>

   <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Уважаемые родители!</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.</font></font>

  2. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.</font></font>

  3. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием.</font></font>

  4. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами.</font></font>

  5. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам», давайте ему высказаться.</font></font>

  6. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Общение с ребёнком ведите на позитиве.</font></font>

  7. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Воспитывайте в </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ребенке </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">привычку рассказывать </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">вам</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.</font></font>

  8. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Не опаздывайте с ответами вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т. д.</font></font>

  9. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка.</font></font>

  10. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности.</font></font>

  11. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.</font></font>

  12. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.</font></font>

  13. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.</font></font>

  14. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Любите и дорожите своим ребенком, принимайте его таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами.</font></font>

  15. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чаще обнимайте своего сына и дочь.</font></font>

  16. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все проблемы – временны, что их можно решить конструктивно.</font></font>

  17. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.</font></font>

  18. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.</font></font>

  19. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Сокращайте до минимума время взаимодействия ребенка с компьютером, планшетом, телевизором, смартфоном! Следите за тем, что смотрит ребенок, в какие игры он играет.</font></font>

  20. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?»…</font></font>

  21. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помогите определять источники психического дискомфорта.</font></font>

  22. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.</font></font>

  23. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помогите своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.</font></font>

  24. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.</font></font>

  25. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Любые положительные начинания ребенка одобряйте, словом и делом.</font></font>

  26. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным и значимым.</font></font>

  27. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!</font></font>

  28. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помните, что авторитарный стиль воспитания для детей неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.</font></font>

  29. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.</font></font>

    <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Не следует говорить ребенку:</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Не говори глупостей. Поговорим о другом»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Где уж мне тебя понять!»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Не получается – значит, не старался!»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Все дети, как дети, а ты …»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Сам виноват…не жалуйся…. бестолочь».</font></font>

      <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Обязательно скажите ему:</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».</font></font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.