"Дышим и говорим правильно"
Как и дыхательная гимнастика для всей семьи, упражнения для самых маленьких разработаны на тех же принципах доступности, оздоровительного эффекта (закаливания), укрепления дыхательной мускулатуры, развития верхних дыхательных путей и вентиляции лёгких.
Помимо чисто укрепляющего и оздоровительного эффекта, дыхательная гимнастика для дошкольников позволяет развить речевое дыхание и является профилактикой тяжёлых нарушений речи, поскольку при говорении человек своевременно производит короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходует воздух при выдохе. Правильно поставленное речевое дыхание позволяет при меньшей затрате мышечной энергии добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.
Гимнастика проводится в игровой или сюжетной форме небольшими подгруппами (2–3 ребёнка) или индивидуально. Она также содержит различные комплексы динамических дыхательных упражнений с участием рук, туловища, шеи, упражнения на дыхание (стоя, сидя, лёжа) или с его задержкой на выдохе, звуковые упражнения (пропевание гласных и согласных звуков, слогов) и др.
При обучении важно сначала разделить комплекс на этапы, показывая и повторяя упражнения. Словесная инструкция должна быть краткая, чёткая, однозначная. После заучивания движений можно постепенно объединять этапы в целое.
Регулярное проведение дыхательной гимнастики помогает снять перевозбуждение, утомление, обучает самоконтролю, развивает внимание, активизирует процессы мышления и др. Предложенные комплексы дыхательной гимнастики подходят для детей среднего и старшего дошкольного возраста, для воспитанников младших групп рекомендуется использовать наиболее простые упражнения.
Правила проведения
• Помещение должно хорошо проветриваться.
• Ежедневно по 3–6 минут (в зависимости от возраста).
• Желательно тренироваться до приёма пищи.
• Одежда должна быть свободной и не стеснять дыхание.
• Вдох (лёгкий и короткий) выполняется через нос (нос и рот), а выдох (длительно и экономно) – только через рот.
• Плечи при вдохе не поднимать (только если требуется в упражнении), при выдохе – расслаблять плечевой пояс.
• Общее количество повторений – не более 3–5 раз.
Комплексы дыхательной гимнастики
Весёлые зверята
Цель: расслабление нервной системы и стимуляция правильного звукопроизношения.
Ёжик
Ёжик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше.
Исходное положение (и.п.) – стойка ноги врозь; 1 – короткий шумный вдох через нос; 2–4 – поворот головы вправо, выдох через полуоткрытый рот; 5 – короткий шумный вдох через нос; 6–8 – поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот. Выдох длиннее вдоха. Выполнять в медленном темпе. Следить за самочувствием.
Петух
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – узкая стойка; 1–2 – вдох через нос, руки в стороны; 3–6 – выдох через рот, руки вниз – хлопнуть по бёдрам, произнося «ку-ка-ре-ку».
Пчёлы
Представим, что мы пчёлы, ведь в небе мы новосёлы.
И.п. – узкая стойка, руки вниз; 1–2 – вдох через нос, руки в стороны; 3–6 – выдох через рот со звуком «з-з-з», и.п. Медленно, плавно. Следить за самочувствием.
Игрушки
Цель: обучение контролю дыхания и развитие уравновешенности.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
И.п. – стойка ноги врозь; 1–2 – вдох через нос; 3–6 – наклон вперёд-вниз, на выдохе произнести «ш-ш-ш».
Слон
Спать пора, уснул бычок,
Лёг в кроватке на бочок.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
И.п. – узкая стойка; 1 – вдох через нос, шею вытянуть вверх, голову слегка запрокинуть назад; 2–4 – выдох через рот, произнося «ух-ух-ух», и.п. Выполнять движения по тексту. Сильно голову не запрокидывать.
Козлёнок
У меня живет козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я сама его найду.
И.п. – узкая стойка; 1–2 – вдох через нос, руки через стороны вверх к голове; 3–6 – выдох через рот, и.п. Показать «рожки» указательными пальцами. Руки поднимать и опускать медленно. Следить за самочувствием.
Воздушный шар
Цель: улучшение лёгочной вентиляции и содействие успокоению.
Надуй шарик
И.п. – широкая стойка, руки вперёд, ладони вместе; 1–2 – вдох через нос; руки развести в стороны; 3–6 – выдох через рот, произнести звук «ш-ш-ш», и.п. Ноги расставлены вдвое шире плеч. Возвращаться в и.п. в медленном темпе.
Воздушный шар
Раздувайся, наш шар, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Шар летел, летел, летел…
И веточку задел!
Лопнул, хлопнул, был таков!
Дети стоят в кругу близко друг к другу. Взявшись за руки, медленно идут спиной вперёд. Со звуком «ш-ш-ш» идут вперёд к центру круга.
Шарик сдулся
И.п. – лёжа на спине, ноги выпрямлены и сомкнуты, руки вдоль тела; 1–2 – вдох через нос, надуть щёки; 3–6 – выдох через рот (длительно), губы трубочкой «фу-у-у».
Деревья
Цель: укрепление мышц дыхательной системы и нейтрализация утомления.
Высокие деревья
И.п. – присед, руки на коленях; 1–2 – вдох через нос, подняться, руки вверх; 3–4 – выдох через рот и нос, и.п. Ноги максимально согнуты, туловище и голова прямо, опора на ступни. Тянуться выше.
Сова
Сели птички на деревья.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе; 1–2 – вдох через нос, поворот корпуса вправо; 3–4 – выдох через рот, произнести «уф», и.п. 5–6 – вдох через нос, поворот корпуса влево, произнести «уф», и.п. Не наклоняться в сторону. Следить за самочувствием.
Ворона
И.п. – узкая стойка, руки скрестно перед собой; 1–2 – вдох через нос, руки в стороны; 3–6 – выдох через рот, произнести «кар-р-р», и.п. Согнутые руки находятся на высоте плеч (один локоть над другим), кисть одной руки касается плеча другой.
Мы растём
Цель: обучение осознанному расслаблению мышц и развитие произвольного внимания.
Растём большие
И.п. – узкая стойка; 1–2 – вдох через нос, руки через стороны вверх; 3–6 – выдох через рот, и.п. Встать на носки – зафиксировать, потянуться. Медленно, плавно. 3–4 раза.
Потянемся к солнышку
И.п. – узкая стойка; 1–3 – вдох через нос, руки на голову, потянуться вверх; 4–6 – выдох через нос и рот, произнести «о-о-о», и.п. Кисти согнутых рук ладонями на голове, пальцы касаются друг друга, локти отведены назад.
Птицы в небе
Птицы высоко летят, на детей они глядят.
И. п. – стойка ноги врозь; 1–2 – вдох через нос, руки поднять в стороны; 3–6 – выдох через рот, руки опустить вниз со звуком «гу-у-у». Кисть прямой руки на уровне плеча, ладони книзу. Следить за самочувствием.
Болото
Цель: снижение эмоциональной нагрузки и выработка правильного произнесения звуков.
Аист
В красных сапогах ходит по болотам.
И.п. – в кругу, взявшись за руки; 1–2 – глубокий вдох через нос, подогнуть одну ногу, наклон вперёд; 3–6 – выдох через нос и рот, и.п. Менять положение ног. Стараться надуть живот. Сохранять равновесие.
Лягушка
И.п. – сед, согнув ноги скрёстно, колени слегка разведены, руки внизу; 1–2 – вдох через нос и рот, надуть щёки; 3–8 – выдох носом и ртом со звуком «ква-а-а». Воздух выпускать медленно.
Змея
Друг на друга пошипим, язычок мы укрепим.
И.п. – сед на пятках, туловище вертикально, руки вдоль него; 1–2 – вдох через нос; 3–8 – выдох через рот со звуком «с-с-с». Выдох предельно затягивается.
Дорожная азбука
Цель: насыщение организма кислородом и развитие голосового дыхания.
Светофор
Самый главный на дороге, не бывает с ним тревоги.
И.п. – сед с прямыми ногами, руки вдоль тела касаются опоры у таза или слегка отставлены назад; 1–2 – вдох через нос, поднять руки в стороны; 3–6 –выдох через рот, медленно опустить руки вниз.
Регулировщик
Верный путь он нам покажет, повороты все укажет.
И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу; 1–2 – вдох через нос, правая рука вверх, левая в сторону; 3–4 – на выдохе через рот, «р-р-р», и.п.; 5–6 – вдох через нос, левая рука вверх, правая рука в сторону; 7–8 – на выдохе «р-р-р», и.п. Выполнять в медленном темпе.
Поворот
Надо посмотреть вокруг, чтобы безопасным стал мой путь.
И.п. – стойка ноги врозь, руки скрестно вперёд; 1–2 – вдох через нос, руки развести в стороны; 3–6 – выдох через рот, произнести «о-о-о», и.п. Следить за самочувствием. Руки скрестно под углом 45°, движение внутрь, кисти на высоте плеча. Темп выполнения медленный.