Консультация для педагогов: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через проведение спортивных игр и упражнений."
Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.
Игра – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.
Наиболее распространённые и самые любимые среди детей дошкольного возраста спортивные игры. В основе их лежат физические упражнения, в процессе которых ребята преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Играя, ребенок всегда находится в определенных взаимоотношениях с коллективом. Игра – это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства.
Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у его родителей. Реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше. Одним из факторов, негативно влияющих на ситуацию, является то, что подавляющая часть родителей концентрирует свое внимание на лечебных процедурах, упуская из виду ценность профилактических мероприятий. Причин этому множество: интенсивный, изматывающий стрессами темп современной жизни; поглощенность современных родителей работой; низкий уровень физической культуры в семьях, быту и т.д.
Оздоровление – понятие междисциплинарное, комплексное. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов в ДОУ.
В нашем образовательном учреждении оздоровительная направленность педагогического процесса обеспечивается соблюдением следующих моментов: гигиена нервной системы ребенка во время занятий образовательного цикла; наличие действующей модели организации образовательного процесса, учитывающей состояние ребенка и его индивидуально-личностные особенности; четко выраженная оздоровительная направленность физкультурных занятий за счет введения таких обязательных компонентов, как дозированность нагрузок, создание ситуаций эмоционального «всплеска», использование специальных оздоровительных спортивных игр, элементов лечебных дыхательных гимнастик и других технологий оздоровления.
Говоря об оздоровительном эффекте элементов спортивных игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ.
Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений, мы решаем следующие задачи:
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
– формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
– обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т. п.);
– обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
– воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивныхиграх;
– формирование привычки к здоровому образу жизни.
Чем отличаются спортивные игры от спортивных упражнений.
Спортивные игры – самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.
Элементы спортивных игр:
Баскетбол: Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Бадминтон: Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.
Футбол: Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.
Хоккей: Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.
Волейбол: Обучать элементам «Школы мяча». Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия . Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
На занятиях в детском саду обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической культуре в спортивном зале и на воздухе.
Дети старшего возраста с большей охотой играют на прогулке в спортивные игры.
Спортивные игры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как мотивация к здоровому образу жизни.
Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.
Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно - психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет мышцы, сердечно – сосудистую систему, дыхательный аппарат.
Бассейн полезен всем: вялые здесь становятся бодрее, слишком резвые – спокойнее, у детей повышается эмоциональный тонус. Сегодня, уверены врачи, противопоказаний для посещения ребенком бассейна не существует. Исключения составляет лишь отиты (воспаление уха) и кожные болезни. И напротив, медицине известны заболевания, при которых занятия в воде могут оказаться незаменимыми.
Подвижные игры в воде.
Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.
Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.
Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.
Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.
Бессюжетные — основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. д.
По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:
- Для ознакомления со свойствами воды.
- Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
- Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
- Для развития физических качеств.
- Для эмоционального воздействия.
Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде:
Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.
Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются:
а) задачами каждого конкретного занятия;
б) возрастом занимающихся;
в) подготовленностью занимающихся,
г)стажем занятий плаванием;
д)условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).
Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно проводиться на суше. Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми — непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях.
Но повторяю: это одно и то же движение или, например, элемент техники.
Плавание – лучшее лекарство для часто болеющих детей. Дошкольники, посещающие бассейн меньше болеют, легче переносят зимние морозы и погодные изменения. Плавание развивает координацию и точность движений, гибкость, выносливость.
Следует выделить также, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т.д.
Формирование ЗОЖ должно также идти и из семьи. Дети занимаются плаванием, футболом, карате, теннисом и танцами.
Дети и родители с большим удовольствием принимают участие в спортивных мероприятиях детского сада.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной. Анализ показателей педагогического процесса, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательного процесса на первом этапе дошкольного детства позволяет нам заявить, что всё воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки помочь ребёнку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам.