Да здравствует мыло душистое!
Да здравствует мыло душистое…
Все начинается с детства. Именно дошкольный возраст – наилучшее время для закрепления культурно-гигиенических навыков. Главное для закрепления культурно-гигиенических навыков – пример взрослых. Если родители по утрам делают гимнастические упражнения, а затем принимают душ, чистят зубы, моют руки прежде чем садятся к столу – ребенок будет делать так же.
Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).
Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Для выработки и закрепления культурно-гигиенических навыков ребенку необходимо помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки, хорошо ополаскивать, смывая мыло, досуха вытирать только личным полотенцем. Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно висит его полотенце.
Усвоение и закрепления культурно-гигиенических навыков
будет проходить быстрее и интереснее, если в процессе использовать потешки, поговорки или короткие четверостишия.
Дети всегда боятся мыла - прежде чем умываться, дайте ребенку его подержать, понюхать, обследовать, а сами в это время используйте художественное слово…….
Подойдя к крану, скажите:
Знаем, знаем да-да-да!
Где тут прячется вода!
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку…
Нет!
Не понемножку – посмелей!
Будет умываться веселей!
Водичка побежала из крана – объясните ребенку, сначала надо вымыть руки, покажите ребенку, как правильно намыливать руки, затем верните ему мыло и пока он намыливает руки, читайте:
Ручка ручку моет, (трем ладошки)
Любит обнимает, (выполняем круговые движения)
Крепко дружит без воды (сложить ладошки и обнять пальчиками тыльную сторону ладоней).
Приступая к умыванию лица, ушей и шеи начинайте приговаривать потешку:
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Или любую другую:
Я сегодня очень рано
Умывался из-под крана
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Стоит обратить внимание еще и на то, как ребенок вытирает руки – полотенце нужно развернуть, положить на правую руку и тщательно вытереть левую руку с обеих сторон, затем переложить на левую и так же тщательно вытереть правую руку. Иначе кожа рук будет обветриваться, станет шершавой, покроется мелкими трещинками.
Стоит приучить ребенка по утрам умываться до пояса. Он должен усвоить привычку по вечерам ежедневно не только умываться и чистить зубы, но и мыть ноги прохладной водой, тщательно вытирая кожу между пальцами, не оставляя влажные места, где чаще всего развиваются грибковые заболевания.
Не стоит торопить ребенка, если поначалу он тратит много времени на умывание. Если навыки мытья рук и умывания не закрепить в раннем дошкольном возрасте, в дальнейшем у вас будет много хлопот.
Хорошо на досуге прочитать с ребенком произведение К.Чуковского «Мойдодыр» рассмотреть к нему иллюстрации и выучить отрывок:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
Густой гребешок.
Давайте же мыться. Плескаться.
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате в корыте в лохани
В реке в ручейке в океане
В ванне и в бане
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Желаем Вам успехов!