Консультация для педагогов: «Плавание - способ коррекции осанки»
Тело человека обладает плавучестью, так как его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым, что имеет практическое значение — освобождается от нагрузки опорный аппарат, включая позвоночник и связки.
Исследования показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.
При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии, поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично.
При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Эти способы плавания, вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой, влияют на гибкость позвоночника. Поэтому ортопеды и педиатры настоятельно рекомендуют плавание для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.
Активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы при помощи плавательных движений позволит избежать искривления позвоночника и плоскостопия.
Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его скелет, несовершенна. Мышцы составляют лишь 20 – 22% от веса всего тела. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. В основном идет развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребенка.
Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавания является средством профилактики и лечение нарушение осанки.
Плавательные упражнения разносторонне укрепляют организм и приносят большую пользу, поэтому очень важно, чтобы они стали доступны детям как можно раньше. Но есть и еще одна серьезная причина для пропаганды плавания. Международная статистика показывает, что в числе погибающих от несчастных случаев утопающие составляют значительную долю. Чаще всего несчастные случаи на воде происходят с детьми от 3 до 10 лет. Дети 10—15 лет тоже часто тонут.
Обучение плаванию способствует выработке у детей навыков сознательного и безопасного пребывания в воде.