Использование потешек в период адаптации.
Зарядка—процесс трудный. Тяжело заставить только что проснувшихся детей, делать зарядку. Приглашая детей на утреннюю зарядку проговариваем:
Например:
Каждый день, что мы встречаем,
Мы с зарядки начинаем!
Дружные ребятки
Вышли на зарядку!
При организации зарядки используем не только потешки, но и «веселый бубен». При этом все дети хором напевают:
Например:
«Дружные ножки шагают по дорожке»
Зашагали ножки топ, топ, топ.
Прямо по дорожке топ, топ, топ.
Дети очень любят зарядку если она проходит в увлекательной форме. Если выучить с детьми текст, то они с удовольствием подхватят его и повторят вслед за взрослым. Важно в заключительной части поддержать настроение детей.
Утренняя зарядка для детей, создает у ребенка хорошее настроение, дает ему не только оздоровительный, но и позитивный заряд на весь день. Делая по утрам зарядку, мы помогаем организму перейти от сонного состояния к бодрствованию.
Не все дети охотно ложатся спать. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. Некоторые испытывают чувство тревоги, тоскуя по маме, по дому. Это не редкость в первые дни пребывания ребёнка в группе. Наготоведолжны быть потешки, которые помогают успокоить малыша. Во время подготовки ко сну постарайтесь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной. Укладывая детей спать, стараемся создать ощущение домашнего тепла и уюта, напевая потешки:
Например:
Баю, баюшки, баю
Песню деткам пою.
Все ласточки спят, все касаточки спят
Нашим деткам спать велят
***
Спят котята на окошке,
Спит собака на дорожке,
Спят козлята на лугу,
Солнце рыжее в стогу,
Спи, Валюшка, ты устала,
Песню я начну сначала.
Чтобы потешка, прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Нужный настрой, положительное отношение ко сну помогают народные потешки:
Например:
Баю – баю – бай,
Ты, собачка не лай!
Белолоба не скули,
Мою дочку не буди!»
***
Идет котик по лавочке,
Ведет киску за лапочку,
Ходят вместе они —
А ты, доченька, усни.
Баю-баюшки-баю,
Люблю ладушку мою.
Люблю ладушку мою
Тихо песенку спою.
Дети с удовольствием засыпают и просыпаются в хорошем настроении.
Девочки младшего возраста не любят расчесываться и заплетать косички. Чтобы этот процесс сделать радостным используем потешки. При причесывании девочек, ласково приговаривать:
Например:
Уж я руссу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти коса,
Всему городу краса.
При чтении потешки “Расти, коса” предлагаем кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает. В памяти детей возникает образ мамы. Они копируют ее в своих действиях. Здесь используем игровой момент. Предлагаем детям расчесать и заплести куклу. Проговариваем потешку «Расти, коса» с целью заучивания ее детьми.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
***
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Таня в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
Потешки детям очень нравятся, и они уже сами с удовольствием рассказывают их друг другу.
Всю работу с детьми в период адаптации и режимных моментов с использованием элементов фольклора (потешки) проводим в совместной деятельности.
При этом используем самые разнообразные приемы:
- показ слайдов, видеофильмов;
- демонстрация иллюстраций и картин;
- показ и имитация способов действий;
- коллективное чтение;
- заучивание наизусть по ролям с детьми;
- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;
- упражнения в проговаривании, звукоподражание.
Считается, что применение устного народного творчества способствует возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения.
Используя потешки в работе с детьми в течение дня, с уверенностью можно отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Режимные процессы становятся для детей делом приятным. Дети с удовольствием идут на контакт, не скучают, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. И уже в общении и играх самостоятельно используют потешки.
Заключение
Таким образом, доказано, что целенаправленное и систематическое использование потешек в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Использование потешек в режимных моментах способствует безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация), позволяет формировать положительное отношение к режимным моментам. Потешки создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.