Как мы учимся плавать.
«Хочешь быть здоров – плавай, хочешь быть красив – плавай, хочешь быть умен – плавай!» |
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. «Плавание» в переводе с греческого означает «лечение водой и движением». Умение плавать — жизненно необходимый навык: ежегодно происходит огромное количество несчастных случаев с детьми на воде, поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада - приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. 1 месяц занятий плаванием приравнивается 3 – 4 месяцам «сухой» физкультуры.
Многие родители сознательно не учат детей плавать, боясь, что ребенок может утонуть, и тем самым нанося ему большой вред. Между тем обучать ребенка держаться на воде, а также простейшим элементам плавания целесообразнее именно в дошкольном возрасте. Чем меньше ребенок, тем ниже плотность его тела и, следовательно, тем проще ему держаться на поверхности воды. Тем более, что новорожденные умеют плавать, но к 3-м годам навык утрачивается.
Нельзя не использовать имеющуюся на сегодняшний день возможность нашего детского сада для обучения ребенка водной грамоте. У нас созданы прекрасные условия для обучения детей плаванию: плавательный бассейн размером 6м на 3м, глубиной до 70 см, раздевалки, душевые, необходимое оборудование и инвентарь, персонал бассейна.
Основной целью занятий в бассейне является создание условий для обеспечения высокого уровня здоровья, закаливание и укрепление детского организма, формирование основ здорового образа жизни воспитанников, обогащение двигательного опыта, формирование навыков безопасного поведения в воде, желание научиться плавать.
На занятиях решаются задачи по формированию:
– навыков плавания;
– бережного отношения к своему здоровью;
– навыков личной гигиены;
– умения владеть своим телом в непривычной среде.
Обучать плаванию следует только здоровых детей. Слабо выраженные недостатки, такие как нарушение осанки, незначительные искривления позвоночника или плоскостопие, не являются препятствием к обучению плаванию.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста занимающихся:
– вторая младшая группа – 15 – 20 минут;
– средняя группа – 20 – 25 минут;
– старшая – 25 – 30 минут.
На первых занятиях организм детей менее приспособлен к новым условиям, и признаки охлаждения и утомления могут появляться чаще. Поэтому продолжительность первых уроков относительно меньше последующих.
Хочу вас познакомить с некоторыми правилами техники безопасности во время занятий:
– если ребенок не совсем здоров, то обучаться плаванию ему в этот день не следует;
– нельзя сталкиваться в воде, нырять навстречу друг другу;
– во время занятий дети не должны громко кричать и шуметь. Нельзя, чтобы они умышленно ложно звали на помощь;
– вход детей в воду и выход из воды происходит только по команде или разрешению;
– на занятия нельзя одевать украшения (сережки, цепочки, браслеты, кольца).
Занятия проводятся, начиная со второй младшей группы (3-4 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе дети знакомятся с правилами поведения в бассейне (показываем детям, где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).
Обучение состоит из трех этапов:
– привыкание к воде;
– освоение воды;
– овладение плавательными движениями.
Начиная со 2 половины учебного года среднего дошкольного возраста, огромное внимание уделяется выдоху в воду, задержке дыхания при нырянии.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте занятия по плаванию проводятся в форме эстафет, соревнований на закрепление и совершенствование плавательных знаний, умений, навыков.
По структуре занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоения в воде техники плавательных движений.
Основной этап проводится на воде. Выполняем упражнения по овладению техникой плавания, повторяем пройденное, проводим игры на совершенствование усвоенных движений.
Заключительный этап – это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.